Планы мероприятий для предприятий, занимающихся магистральным и вунутрипромысловым транспортом нефти и газа нужны прежде всего для участков, на которых производится эксплуатация:
ПМЛА трубопроводного траспорта
- участков трубопроводов;
- компрессорных станций;
- дожимных насосных станций;
- площадочных объектов, площадок теплообменников, фильтров, сепараторов и т.д.;
- оборудования площадок подготовки к транспорту нефти и газа (установки стабилизации, обессоливания, обезвоживания);
- оборудование центрального пункта подготовки сбора нефти (цпс и цппн);
- оборудование установок комплексной подготовки газа (укпг);
- оборудование дожимных насосных станций (днс);
- оборудование резервуарных парков (манифольдные, насосные, резервуары товарной и сырой нефти, дренажные емкости);
- технологический участков, содержащих опасные вещества;
- прочих объектов, имеющих признак опасности.
ПМЛА объектов магистрального транспорта
О правилах разработки ПМЛА для объектов подготовки и хранения сжиженного газа можно прочитать здесь.
Объекты трубопроводного транспорта, будь то внутрипромысловые или межпромыслове нефтепроводы или нитки магистральных газопроводов природного газа - имеют свою специфику разработки ПМЛА, поскольку являются линейными объектами - это объекты со значительной протяженностью "в линию".
Планы мероприятий для линейных объектов разрабатывадтся по таким же правилам, как для площадочных, но есть существенные отличия, позволяющие говорить о том, что сделать ПМЛА для линейного объекта из скачанного из интернета образца ПМЛА для площадочного объекта идея так себе.
Линейные объекты не имеют постоянного присутствия персонала, это скорее исключение из правил. Зачастую трубопроводы находятся мало того, что под землей еще и в защитных бетонных коробах, а трубопроводы, проложенные по дну моря или руслу водема выполнены в бетонной рубашке. Определить течь на таких расстоянияхх задача не из легких. Утечка на определенном промежутке, межу двума замерными установками возможна, при значительных оъемах утечки, но об определении места утечки говорить преждевременно, это сможет сделать или с помощью непосредственного наблдюения (вертолет, коптер), либо обход. Это может занять несколько дней, а то и недель. Незначительные утечки могут остаться незамеченными в принципе, пока не разовьются в полноценную проблему.
Локализация аварий на таких объектах также затруднительна из-за удаленности и наххождения лльвиной доли трубопроводов в северных широтах за 65 параллелью или 60 меридианом, во-первых из-за тяжелых климатический условий (бригаду ремонтников нельзя просто так закинуть для локализации, надо обеспечить базовые бытовые условия), сами ремонтные работы могут занимать продолительное время, а технику для оперативного устранения доставить нельзя даже авиацией, поскольку движение любого типа механических транспортных средств запрещено в летний период на большей части северных территорий.
Разработчику ПМЛА для линейных объектов необходимо рассчитать все варианты развития событий и обеспечить максимально эффективное реагирование. Начинать разрабатывать ПМЛА для таких объектов лучше на стадии проектирования, это правильный подход, мы проводили такие работы. В этом случае в проектную документацию вносятся корректировки по необходиомости локализации аварий и, в целом, такие объекты работают стабильнее, ведь предупрежден - вооружен. Для обхектов I и II класса опасности разрабатывается Декларация промышленной безопасности, в том числе в составе проектной документации, куда входят вышеуказанные мероприятия.