Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатываются для следующих объектов нефтедобывающей, газодобывающей и буровой промышленности:
ПМЛА объектов нефтедобычи
- оборудование для бурения скважин (буровые станки, вышки, лебедки, талевая система, блоки подготовки и очистки бурового раствора);
- оборудование для добычи нефти, внутрискважинные насосные установки, штанговые насосные установки, верхний привод, фонтанная арматура, системы учета, внутрипромысловые трубопроводы и насосные станции;
- стационарные морские платформы, плавучие буровые установки;
- площадки морского нефтеналивного комплекса,
- системы межпромысловых морских трубопроводов;
- комплексы скважинного оборудования газовых скважин;
- оборудование устья газовых и газоконденсатных скважин;
- системы сбора, подготовки газа и газового конденсата;нефтяные шахты;
- участки магистрального трубопровода, в т.ч. морские;
- компрессорные станции;
- дожимные насосные станции;
- перевалочные базы хранения нефти, газа и конденсата, в т.ч. подземные хранилища;
- газораспределительные и газонаполнительные станции.
ПМЛА для объектов нефти и газа
Планы мероприятий для объектов нефтегазодобычи не отличаются в части требований законодательствао промышленной безопасности, однако отличие все-таки есть, это отдаленность от инфраструктуры. Месторождения, линейные и площадочные объекты редко находятся в черте города, АСФ необходимо заложить значительное время для оценки скорости реагирования,учитывая возможность доставки к месту происшествия спасателей и техники. Руководству добывающего или транспортного предприятия необходимо продумать вопрос нахождения на территории всего арсенала средств, который может понадобится для локализации и ликвидации аварии.
Ограничения есть и по персоналу, если авария произойдет на отдаленном участке, локализовать ее смогут только те, кто находится на месте, буровая или ремонтная бригада. Составить корректную оперативную часть для такого случая - задача не из простых, осложняет ситуацую тот факт, что на территории Федерации месторожения, а соответственно и объекты подготовки и транспорта, находятся на территориях Крайнего Севера с очень ранимой природой и гигантскими штрафами Росприродназдора за нанесение ущерба.
Нюансом такого плана является и то, что он должен по оперативной части, как минимум, не противоречить Плану по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а по-хорошему, его дополнять. Суть и цель этих планов одна и та же, но состав и требованя к разработке разные, контролируются такие плаными разными ветвями исполнительной власти, и, фактически, они не пересекаются. Нарушением это являться не будет, но при возникновении ЧС предельно осложнит задачу подраздлениям, которые будут заниматься локализацией и ликвидацией аварии.
Возмжно, для предупреждения экологической катастрофы, предварительно, имеет смысл заранее построить защитные сооружения, предотвращающие переток аварийной нефти или нефтяной эмульсии на территорю тундры или в русла северных рек, найти возможность размещения склада барьерных устройств, коагулянтов и флокулянтов на отдаленном объекте.