Кому необходим План мероприятий по локализации и ликвидации аварий

В настоящий момент законодательство по промышленной безопасности приведено к единому знаменателю в части Планов ликвидации аварий, что, несомненно, радует. Регулируют этот вопрос два документа

  1. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ в последней редакции
  2. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (Утв. постановлением Правительства
  3. Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437)

Если оглянуться на недавнее прошлое, до выхода Постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" ПЛА разрабатывались для тех же ОПО, но были разбиты нормативной документацей по отраслям. В 2013 году появилось указанное единое Положение более высокого ранга, а  отраслевые положения по рарзработке ПЛА были отменены, а именно:

  1. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 19.06.2003 г. №96 "Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья"
  2. Приказ Ростехнадзора от 01.12.2011 г. №681 "Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах";
  3. Приказ Ростехнадзора от 24.05.2007 г. №364 "Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций о порядке составления планов ликвидации аварий при ведении работ в подземных условиях".
  4. Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах РД 11-561-03 (Утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.03 № 36)
  5. Инструкция по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья ( утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 19 июня 2003 года N 96)

Кроме этого, отсылки к специфике разработки были практически во всех базовых отраслевых правилах, например, ПБ 08-624-03 Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, РД 09-536-03 Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах, ПБ 12-529-03 Правилах безопасности систем газораспределения и газопотребления», Единых правилах безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (утв.  Постановлением

Госгортехнадзора России от 9 сентября 2002 года N 57), ФНП

Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013  №542, ФНП «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов (ОПО МТ)» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. № 520) и т.д. Все эти документы в сегодня отменены «регуляторной гильотиной».

Из отраслевых действуют только Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2012 года N 781 и по своей сути является потомком РД 09-536-03  Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах. (отменен 29.12.2012 г. приказом

Ростехнадзора №799), который, в силу своей серьезности и обстоятельности даже проходил экспертизу промышленной безопасности в соответствии с требованием 116-ФЗ и Приказ Ростехнадзора от 15.11.2006 г. №1005 "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы".

Также отраслевой является "Инструкция по порядку разработки планов ликвидации аварий на угольных шахтах, ознакомления, проведения учебных тревог и учений по ликвидации аварий, проведения плановой практической проверки аварийных вентиляционных режимов, предусмотренных планом ликвидации аварий", утв. Приказом Ростехнадзора от 27 ноября 2020 г. N 467.

Как бы то ни было, Ростехнадзор обозначил свою позицию по Планам мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а общие правила по составлению ПМЛА теперь утверждаются Постановлением Правительства РФ и едины для всех.

Не смотря на это забывать указанные выше документы не стоит, их разрабатывали не посторонние люди в профильных учреждениях совместно с Ростехнадзором  (Госгортехнадзором) и здравое зерно  в них, конечно же, есть.

Подготовка Плана ликвидации аварий необходима для всех опасных производственных объектов, указанных в Приложениях к 116-ФЗ.

В процентном отношении ПМЛА разрабатываются для

ОПО систем газораспредления и газопотребления, 31%

ОПО в которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, 23%

ОПО с признаками токсической опасности, на которых используются, транспортируются, хранятся, утилизируются опасные вещества, 19%

ОПО предприятий черной и цветной металлургии, 11%

ОПО горнодобывающих и горно-обогатительными предприятий, 8%

ОПО предприятий растительного сырья, в т.ч. деревообработка, 5%

ОПО предприятий пищевой и масложировой промышленности, 3%.