ГлавнаяНаши услугиРазработка ПМЛА → План локализации и ликвидации разливов нефти

План локализации и ликвидации разливов нефти

Для ОПО, на которых обращаются нефть или нефтепродукты в любом виде должен  быть разработан и утвержден ПЛАРН – план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Это прежде всего:

  • Предприятия по добыче нефти;
  • Предприятия по хранению и переработке нефти и нефтепродуктов;
  • Предприятия, связанные с перевозкой нефти и нефтепродуктов, их хранением и реализацией;
  • Объекты сухопутного, речного и морского трубопроводного транспорта.
Инфографика - для какиъъ объектов разрабатывается ПЛАРН

ПЛРН нужен всем организациям, в которых возможный максимальных разлив нефтепродуктов составляет свыше 3-х тонн нефти или нефтепродуктов на сухопутной части РФ, свыше 0,5 тонн нефти и нефтепродуктов, расположенных на поверхностных водных объектах.

Регламентирует разработку ПЛРН Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации. Этим ПЛРН существенно отличается от ПМЛА для трубопроводного транспорта.

Согласно этим правилам, План согласовывается не с МЧС, как ранее, а с Росприроднадзором для разливов вне акваторий.

Для разливов на акваториях ПЛРН согласовывается следующим образом, когда в комиссию по согласованию включаются представители:

  • главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации;
  • территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
  • территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
  • органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления на территориях, которые примыкают к участку разлива нефти и нефтепродуктов.
Рахлив топливаа на морской акватории

Проведение учений по ПЛРН

Кроме этого, ПЛРН надо не только разработать, и согласовать, но и провести комплексные учения с участием аварийно-спасательных служб. Только после удовлетворительного результата таких учений ППЛРН получает положительное заключение и ПЛРН утверждается.

Подготовленный и согласованный таким образом план не имеет срока действия, но закон обязывает один раз в три года проводить комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (далее - комплексные учения).

Инфографика - кто согласует ПЛАРН - Росприроднадзор, Ростехнадзор,  МЧС, Муниципалитет

Уровней (локального, муниципального, регионального, федерального) у ПЛРН нет, уровень согласования отличается только для сухопутных ПЛРН и ПЛРН на акваториях.

Вносить корректировки в ПЛРН нужно после неудовлетворительно проведенных комплексных учений или в случае, когда изменились силы и средства  реагирования. После таких изменений надо переработать ПЛРН и заново согласовать его с Росприроднадзором.

В целом, порядок подготовки ПЛРН выглядит следующим образом

  1. Сбор материала по опросному листу
  2. Разработка Плана;
  3. Разработка плана комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефтепродуктов;
  4. Согласование Плана в Росприроднадзоре;
  5. Направление комплекта документов (уведомления о проведении учений, Плана и Плана комплексных учений в ГУ МЧС по региону с планируемыми датами проведения комплексных учений (основной и резервной);
  6. Подтверждение информации о дате проведения комплексных учений;
  7. Утверждение Плана руководителем организации и его направление в надзорные органы.
Разлив мазута на нефтебазе

Минимальные расчетные объемы разливов

Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:

а) нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами - 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;

б) нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) - 50 процентов их общей грузоподъемности;

в) поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины - объем нефти, рассчитанный за 72 часа по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;

г) железнодорожный подвижной состав - 50 процентов общего объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в железнодорожном подвижном составе;

д) нефтяные терминалы во внутренних водах (за исключением внутренних морских вод), причалы в речном порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке;

е) внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (в том числе надводные и подводные, проходящие через водные объекты) - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытия задвижек на поврежденном участке);

ж) магистральные трубопроводы при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;

з) магистральные трубопроводы при проколе - 2 процента максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или утвержденной проектной документацией (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, процент максимального объема нефти и нефтепродуктов определяется порогами срабатывания таких систем);

и) магистральные трубопроводы при пересечении водных объектов - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;

к) технологические трубопроводы (кроме внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов) - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов, определяемой характеристиками насосного оборудования, за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке;

л) склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.