ГлавнаяНаши услуги → Получение Лицензии Ростехнадзора

Как получить лицензию Ростехнадзора

Лицензия на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности, именно так называется реестровая запись, дающая право эксплуатации 99% опасных произодственных объектов чрезвычайно высокой, высокой и средней степени опасности. Лицензия - аттрибут обязательный, без лицензии ОПО работает вне правового поля, попадая под действие и административного и уголовного кодекса. Времени для "раскачки", так необходимого для нового производства после окончания процедуры регистрации ОПО в государственном реестре у эксплуатирующей организации нет.

Действительно, расписанная по шагам процедура идентификации опасного производственного объекта закончилась, заветная выписка на руках, а эксплуатировать объект нельзя, - нет лицензии. Правовая ловушка образовалась в Федеральном законе о лицензировании отдельных видов деятельности 99-ФЗ. Львиная доля лицензий подготовителных работ не требует, собрал документы, подал, да- да, нет-нет. В случае с ОПО такие работы есть, без зарегистрированного ОПО лицензию на его эксплуатацию не получить - отказ будет молниеносный. А зарегистрированный ОПО эксплуатировать нельзя, вот такой катаклизм, который традиционно решается на местах игнорированием, что, конечно же, эксплуатанту  и будущему соискателю на руку, поскольку легально выход только один, после регистрации прекращать его эксплуатацию до получения лицензии. Причем не просто приостановить, а лишить его всех признаков опасности.  И только  на следующий день после внесения в реестр  лицензий о юридическом лице, видах и адресах осуществления лицензируемого вида деятельности можно приступать к законной эксплуатации ОПО.

Сотрудник отдела Промышленной безопасности

Ситуация отягощается тем, что сама процедура лицензирования не для слабонервных, изобилует массой нюансов, необходимостью предварительной разработки документов, получению необходимых документов у сторонних государственных органов, нахождению всех технических устройств, зданий и соружений в идеальном порядке, подтвержденным экспертами и все это хозяйство должно эксплуатироваться образованными и специально обученными и аттестованными сотрудниками, чтобы быть готовым к документарной и выездной проверке.

Цели кошмарить читателей у нас нет, поэтому перейдем в практическую плоскость требуемых документов и того, как это все подготавливается и передается в Ростехнадзор.

Что делатьпри лицензировании ОПО?

Как получить лицензию на эксплуатацию ОПО

Как было сказано выше, лицензирование на право эксплуатации опасных производственных объектов I, II, III классов опасности производит Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Для того, чтобы получить лицензию, соискатель должен соответствовать требованиям к соискателям лицензии на право эксплуатации опасных производственных объектов. Те организации, которые уже имеют лицензию, называтся лицензиатами и к ним лицензионные требования по эксплуатации ОПО уже другие, жестче.

Перечень видов лицензирования содержится в Федеральном законе №99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности.

Виды деятельности (перечень выполняемых работ), входящие в лицензию и процесс получения лицензии указан в Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 (ред. от 14.12.2023) "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности".

Таких видов лицензируемого вида деятельности – десять, причем они часто пересекаются:

1. Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности (далее - объекты).

2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

Огромный цех опасного производственного объекта

5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

7. Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

  • пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
  • иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

8. Получение расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава, составляющее 500 килограммов и более.

9. Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

10. Хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах.

Схема распределения временных затрат при лицензировании ОПО

К выбору видов деятельности стоит подойти максимально ответственно, если вид деятельности не заявлен, но он осуществляется, лицензию ни на один вид деятельности получить не получится, даже если он оскществляется и к нему претензий нет, будет отказ.

Лицензия в современной трактовке – это реестровая запись в реестре лицензий Ростехнадзора, которая дает право эксплуатировать взрывопожароопасный или химически опасных производственный объект I, II, III класса опасности. Цветные бумаги формата А4 светло-коричневого цвета, отпечатанные на бланках Гознака это документ, подтверждающий наличие лицензии, стоит отметить, что сейчас такие артефакты при внесении реестровой записи Ростехнадзор уже не выдает.

Лицензию  на эксплуатацию ОПО 1,2,3 класса опасности в настоящий момент может получить только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

Сам процесс получения лицензии состоит из нескольких проверок лица, претендующего на получение лицензии (соискатель), в том числе выездной, когда представитель или представители Ростехнадзора выезжают на объект и оценивают готовность к эксплуатации ОПО на месте. При малейшем несоответствии требованиям законодательства, лицензирующий орган приостанавливает рассмотрение документов или возвращает их, отказав в предоставлении лицензии.

Список общих требований к вновь получающим лицензию организациям.

Список требований к организациям, переоформляющим лицензию.

Консалтинговая часть нашей работы состоит в:

  • первичном предлицензионном аудите, оценивающий соответствие юридического лица требованиям, предъявляемым к соискателю для получения лицензии;
  • комплектации списка базовых документов, необходимых для получения лицензии;
  • устранение выявленных недостатков совместно с соискателем лицензии;
  • подготовка заявления на получение лицензии и первичного комплекта документов для передачи в Ростехнадзор;
  • подготовка документов для оплаты государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • комплектование пакета документов для прохождения выездной внеплановой проверки;
  • доработка пакета документов при необходимости;
Работа выездной комиссии Ростехнадзора
  • проведение недостающих экспертиз промышленной безопасности (при необходимости);
  • участие в процессе лицензирования от юридического лица при наличии доверенности;
  • получение выписки из реестра лицензий.
Какие работы проводят при лицензировании опасных производственных объектов

Что нужно для получения лицензии на эксплуатацию ОПО

Лицензия, выданная Ростехнадзором, является бессрочной, но Ростехнадзор проверяет готовность к эксплуатации ОПО во время плановых проверок, в случае нарушения лицензионных требований предусмотрены санкции от штрафов до аннулирования лицензии в судебном порядке.

В общем виде первичный пакет документов для получения лицензии выглядит следующим образом:

  • Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или
  • Выписка из Единого реестра индивидуальных предпринимателей
  • Выписка из реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц
  • Выписка из протокола аттестации лиц, аттестованных центральной аттестационной комиссией, территориальными аттестационными комиссиями и аттестационными комиссиями организаций (за исключением организаций, обеспечивающих безопасность государства)
  • Декларация промышленной безопасности
  • Договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
  • Документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины или внесение платы за предоставление государственной услуги
  • Документы, подтверждающие аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
  • Документы, подтверждающие наличие зарегистрированного права собственности на земельные участки, здания, строения и сооружения и иные объекты, не являющихся объектами жилищного фонда
  • Документы, подтверждающие наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений
  • Заключение экспертизы промышленной безопасности
  • Заявление о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности
  • Информация о наличии автоматизированных систем контроля на объектах
  • Опись прилагаемых документов
  • Положение о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
  • Разрешение на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию
  • Распорядительные документы соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
  • Реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций
  • Реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленного подразделения организации) соискателей лицензии
  • Реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов
  • Реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов
  • Реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах
  • Реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности
  • Сертификаты или декларации соответствия технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах
  • Страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда
Дорожная карта по выполнению работ при лицензировании ОПО

В каком случае могут отказать

Отказ в предоставлении лицензии может быть обусловлен следующими причинами

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявительных документах недостоверной или искаженной информации;

2) выявление факта, подтверждающего неуплату или неполную уплату государственной пошлины за предоставление государственной услуги;

3) непредставление соискателем лицензии в полном объеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в тридцатидневный срок со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений;4) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4) Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;

б) наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительные заключения экспертизы промышленной безопасности), внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

в) соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании";

г) наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

д) создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

е) наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

ж) наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями

Опасный объект с полученной лицензией

промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

ж) наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

з) наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

и) наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

к) наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

л) прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций соискателей лицензии, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

м) наличие в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.

Нефтебаза с полученной бицензией на право эксплуатации ОПО

Стоимость работ определяется в каждом конкретном случае в зависимости от объекта, видов надзра, состояния документообеспечения на ОПО, наличие предписаний, пропщенных экспертиз и т.д. Лицензия, по своей сути это субстанция эфемерная и она говорит о том, что соискатель лицензии соответствует требованиям к лицензиатам. А вот насколько соискатель не соответствует требованиям, и влияет в первую очередь на ценообразование по этому непростому вопросу.