ГлавнаяНаши услуги → Аудит промышленной безопасности

Проведение аудита промышленной безопасности

Аудит промышленной безопасности – этимологически слово аудит происходит от латинского audio – «слышу». Изначально, в момент зарождения термина, проверяющие слушали того, кого проверяют, а после выносили свое заключение.

Сейчас процедура аудита имеет значительные отличия как в проведении, так и в обязательности проведения и оценке результатов в зависимости от отрасли. В промышленной безопасности эта тема новая, мы первый аудит сделали в 2019 году, но очень перспективная, количество положительных сторон многократно превышает условный негатив в виде потраченного времени и средств.

Сакрально, смысл аудита сводится к объективной оценке деятельности организации, эксплуатирующей ОПО вне рамок проверки госорганов. Чем-то операция схожа с более знакомой диспансеризацией, когда диагностика происходит на ранних этапах, не давая развиться негативному фактору в серьезную проблему.

Но есть и отличия. Человек волен поступать со своим здоровьем как ему заблагорассудится, дело хозяйское. Мжно проигнорировать, а можно и затянуть.

Кот-аудитор за работой

С опасным производственным объектом ситуация обратная, все по правилам, нарушать нельзя, объект твой, безопасность общая.

В этом и смысл аудита промышленной безопасности – выявить и обратить внимание на видимые не с первого взгляда нарушения, которые есть на каждом предприятии, как показывает практика, без исключений.

В 90% процентах случаев ошибки начинаются на этапе идентификации ОПО, далее, по мере роста документационной массы, они многократно усложняются, обрастая ошибками второй и третьей производной.

Цели аудита промышленной безопасности

Целей у аудита несколько:

  1. Оценка соответствия эксплуатации предприятия требованиям промышленной безопасности вне рамок государственной проверки.
    Здесь два серьезнейших преимущества, первое, аудит проводят, как правило, аттестованные эксперты, которые сами сдавали экзамены в Ростехнадзоре, и, по уровню квалификации находятся на одном уровне с государственными инспекторами.
    И второе, при нахождении несоответствия у эксплуатирующей организации не будет дамоклова меча в виде молниеносных (штраф по результатам проверки) и отложенных санкций (повторный штраф за неустранение предписания в течение 3-х месяцев, приостановление деятельности, аннулирование лицензии). Если ошибки в эксплуатации найдет аудитор, несоответствия можно устранить в рабочем режиме.
  2. Не в упрек государственной проверке, аудит более глубокая процедура, поскольку не ограничен по времени проведения несколькими днями, как государственная проверка, и выносит наружу практически все, что необходимо вынести.
  3. Эксперт, проводящий аудит не только ставит проблему, но и оценит возможность ее решения, может принять участия в обсуждении решений внутри организации.
  4. По прошествии времени можно повторно пригласить эксперта для того, чтобы убедится в том, что недостатки полностью устранены.
  5. Аудит поможет избежать серьезных проблем при эксплуатации. В настоящее время проведение проверок со стороны контролирующих органов затруднительно, это и мораторий на проверки, и работа с объектами малого и среднего предпринимательства, согласование с прокуратурой и т.д. Объективно, собственники и эксплуатанты не всегда понимают в какую сторону идут, а когда госорганы им на это указывают, это уже может стать серьезной проблемой.
  6. Репутация. Заказчики аудита, на данном этапе, в подавляющем большинстве, это – иностранные компании, для который репутация не пустой звук, где каждое нарушение, зафиксированное в акте проверки – доходит до высокого  руководства и, зачастую, приводит к кадровым решениям, освобождающим кресла. После качественно проведенного аудита и не менее качественного исправления его результатов, акты проверки государственных органов или содержат незначительные нарушения, которые устраняются «на лету» или не содержат ссылок на нарушения вовсе, это факты из нашей практики.
  7. Эксперт, который проводит аудит, подскажет как устранить нарушения быстро, законно и не сваливаясь в серьезные траты.
  8. Контрольный аудит заказывают после смены технического руководителя организации, чтобы понять, где находится общая готовность организации к осуществлению деятельности в соответствии с законодательством о промышленной безопасности.
  9. Аудит перед продажей ОПО. ОПО продается с юридическим лицом, так проще и правильнее. Покупатель хочет видеть свое приобретение в идеальном состоянии, любое несоответствие, которое найдут приглашенные или собственные специалисты покупателя значительно снижает стоимость объекта. И наоборот, стоимость объекта, на котором не было найдено нарушений, возрастает даже относительно первоначальной цены – как от установленного факта.

Важная ремарка.

Проводить аудит непосредственно перед проверкой из Ростехнадзора нецелесообразно. Во-первых, не будет достаточного времени для полноценного аудита, во-вторых эксплуатирующая организация не успеет исправить нарушения, решение которых «не на поверхности», и в- третьих, скорость проведения аудита может привести к тому, что будут выявлены разные несоответствия в силу цейтнота, помноженного на человеческий фактор.

Минимальный срок перед проверкой – три месяца, оптимальный –от полугода.

Идеальный режим проведения мероприятий аудита – постоянный, по следующей схеме:

Схема организации аудита на предприятии

Перечень работ при проведении аудита

Перечень работ (примерный, все зависит от пожеланий и технического задания), входящих  в аудит промышленной безопасности:

  1. Аудит проектной документации (техническое перевооружение, консервация, ремонтная);

  2.  Аудит эксплуатационной документации ОПО (обязательные требования  и ведению документации, наличие обязательных документов и форм);

  3.  Аудит состояния и правильности  проведения обязательных работ с техническими устройствами, возможность их применения на опасном производственном объекте;

  4.  Аудит состояния и правильности проведения работ с сооружениями, зданиями на ОПО;

  5.  Аудит внутренней документации организации (наличие необходимых положений, инструкций, журналов, регламентов и т.д., зависит от ОПО);

  6. Аудит на соответствие организации лицензионным требованиям;

  7. Аудит правильности регистрации ОПО и проведенной идентификации;

  8. Аудит проведенных регламентных работ по экспертизе промышленной безопасности, диагностике, освидетельствованию, обследование;

  9. Аудит внутренней распорядительной документации;

  10. Аудит объема аттестации и кадрового обеспечения;

  11. Аудит по корректности сведений по производственному контролю, передающихся в Ростехнадзор;

  12. Аудит ранее разработанных документов (Декларация промышленной безопасности, Обоснование промышленной безопасности ОПО, ПМЛА, ПЛАРН).

При проведении аудита независимой экспертной организацией, руководство предприятия, эксплуатирующего ОПО, получает уникальную по своей сути работу по оценке производства, предъявляемым к нему требованиям со стороны законодательства о промышленной безопасности.

По результатам аудита предоставляется отчет о его проведении с указанием соответствия и несоответствия нормам.

Эксперты, имея запас времени и необходимые знания «копают» достаточно глубоко, зачастую  глубже, чем представители надзорных органов, что минимизирует замечания, получаемые на выездных плановых проверках. У руководства предприятия появляется единый документ со срезом всей ситуации по промышленной безопасности, происходящей на предприятии с перечнем слабых мест и методами их устранения.